«Борьба с загрязнением пластиковыми материалами» - так Международная ассоциация потребителей в 2021 году обозначила тему Всемирного дня прав потребителей, который ежегодно отмечается 15 марта.
XXI век - век открытий, изобретений, которые делают существование человека проще и комфортнее. В настоящее время жизнь без пластика очень сложно представить.
Но что такое пластик и чем он опасен?
Пластмасса или пластик - материал, основой которого являются синтетические или природные высокомолекулярные соединения (полимеры). Название «пластмассы» означает, что эти материалы под действием нагревания и давления способны формироваться и сохранять заданную форму после охлаждения или отвердевания. Иными словами, пластик - чужеродный природный материал, который человек синтезировал искусственным путем из продуктов нефти. Разнообразие видов пластика, как и его производство очень большое. Пластик токсичен и почти не утилизируется. Постепенно он накапливается в природных экосистемах, отравляя почву и воду, принося огромный вред животным. Экологи всего мира бьются над решением проблемы утилизации пластиковых отходов.
Главная проблема состоит в том, что пластик не может разложиться своим естественным путем. Пластик разлагается десятками лет, к примеру: пластиковая бутылка разлагается от 450 до1000 лет; полиэтиленовый пакет от 10 до 100 лет (именно поэтому многие страны по всему миру отказались от таких пакетов, заменив их на бумажные или тканевые сумки); коктейльная соломинка от 100 до 500 лет. А пластик, находящийся в воде, разлагается еще дольше, чем на суше. Помимо того, он становиться пищей для обитателей морской среды, приводящей к смертельному исходу, что приводит к сокращению биоразнообразия в целом.
Одновременно мировой круговорот возвращает пластик человеку обратно через пищу из тех птиц и рыб, которые стали жертвой пластикового загрязнения. По мере накопления пластиковых частиц в организме человека развиваются онкологические заболевания и отклонения, опасные для жизни.
Поэтому каждый потребитель заинтересован, а каждый производитель (исполнитель) обязан принимать меры к тому, чтобы реализуемая продукция (результаты работы, услуги) была безопасной.
Это требование закреплено в статье 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», согласно которой потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
Борьба с загрязнением пластиком - это глобальная проблема, требующая скоординированных международных решений, направленных на внедрение рациональных моделей поведения потребителей и бизнеса.
Кампания, заявленная Международной организацией потребителей, посвященная теме борьбы с загрязнением пластиком, будет сосредоточена на принципах 7R:
Rethink (переосмысление модели поведения),
Refuse (отказ от ненужной упаковки),
Reduce (сокращение потребления, в том числе пластика),
Reuse (повторное использование упаковки),
Recycle (переработка),
Repair (ремонт товаров),
Replace (замена пластика на другие материалы).
Среди способов уменьшения образования пластикового мусора: раздельный сбор отходов и их переработка, регулирование и ограничение производства и продажи, замена пластиковой упаковки на альтернативные виды, развитие экологической культуры у населения.
Глобальность и масштабы проблемы понятны каждому, но как же потребитель может принять участие в борьбе с загрязнением пластиковыми отходами?
К основным способам, посредством которых потребители могут влиять на окружающий мир, относятся: обдуманный выбор используемых ими продуктов, сокращение потребления пластика, предпочтение биоразлагаемой упаковки, повторное использование упаковки, а также то, как именно потребители распоряжаются продуктами по окончании их жизненного цикла, в том числе сортировка и раздельная утилизация отходов из пластика.
Выполнение этих основных способов участия в борьбе с загрязнением пластиковыми материалами необременительно для каждого жителя планеты, зато результаты могут превзойти все ожидания.
Что можно делать в долгосрочной перспективе? Повышать осведомленность населения о данной проблеме, чтобы больше людей узнало, как их выбор влияет на окружающую среду. Чем больше люди будут узнавать о вреде микропластика и об альтернативах, которые можно использовать вместо пластиковой упаковки и продукции, тем активнее будет снижаться потребление пластиковых продуктов.
Повышение осведомленности и привлечение потребителей всей Земли к принятию и продвижению более экологичных методов утилизации потребительских продуктов – главная цель.
Мир должен встать на правильный путь, чтобы общество осознало, что только всеобщими усилиями мы сможем справиться с засорением планеты, спасая от пластиковых загрязнений суши, океаны, животный мир и самих себя.