В настоящее время на потребительском рынке существует много методов для продвижения товара. Сутью одного из них является убедить человека в необходимости предлагаемого ему товара, а также в уникальности самого предложения в целом.
Происходит это следующим образом: граждан (чаще всего пенсионного возраста), обычно при помощи адресных пригласительных билетов с указанием точного места, даты и времени, приглашают на презентацию одного современного и практичного прибора, при этом только за участие в ней организаторы уже обещают существенный подарок. И это – совсем не просто так!
На презентацию граждан просят взять с собой пригласительный билет и паспорт, который необходим только для регистрации. Уже на месте проведения мероприятия человек проходит обязательную регистрацию, после чего действительно получает обещанный ранее подарок. Далее проводится увлекательная презентация, в ходе которой специалисты этой организации, используя различные маркетинговые приемы, предлагают всем присутствующим опробовать рекламируемый товар, в ходе чего, задавая определенные вопросы, поясняют необходимость этого прибора для каждого. И когда человек еще не успел понять, что происходит, ему сообщают, что он -«счастливчик», и предоставляют существенную скидку на этот товар, а также много дополнительных подарков.
Для дальнейшего разговора провожают в отдельное помещение, где в спокойной обстановке, желая не упустить потенциального клиента, стараются убедить приобрести товар, а так как презентуемый товар дорогостоящий, то предоставляют возможность прямо здесь и сейчас оформить его в кредит.
Учитывая, что обещанный первоначально подарок уже в руках, а также предложена хорошая скидка на основной товар и много различных вещей абсолютно бесплатно, человеку сложно отказаться от такого количества предложений, он начинает верить, что этот «шанс» нельзя упускать, и соглашается даже на оформление кредита на крупную сумму.
Но обычно уже на следующий день граждане начинают осознавать отсутствие финансовых возможностей для оплаты кредита, а рыночная стоимость этого товара в несколько раз дешевле, чем та сумма, за которую он приобретен, после чего начинают искать законные основания для расторжения заключенного договора.
И тут возникает проблема, так как согласно законодательству о защите прав потребителей не каждый качественный товар подлежит обмену (возврату) и не по любым основаниям.
Согласно статье 25 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», если приобретенный непродовольственный товар не подошел по размеру, форме, габаритам, фасону, расцветке или комплектации, потребитель вправе обменять его на аналогичный товар, когда качество товара соответствует требованиям стандартов, условиям договора купли-продажи и информации о нем, предоставленной продавцом (изготовителем).
При этом обмен товара надлежащего качества возможен при соблюдении определенных условий:
- обмену подлежат только непродовольственные товары;
- потребитель может обменять товар только на аналогичный приобретенному, но другой по расцветке, фасону, форме, габаритам, размеру и комплектации;
- обмену подлежат лишь товары, которые не были в употреблении, сохранены: товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, имеется товарный или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату данного товара документ. Однако отсутствие документа об оплате не лишает потребителя возможности ссылаться на свидетельские показания;
- обмену товар подлежит только в течение 14 календарных дней, не считая дня его покупки.
В случае, если на момент заявления требования об обмене в торговом предприятии отсутствует аналогичный товар подходящего цвета, фасона, формы, размера, габаритов или комплектации, потребитель вправе либо расторгнуть договор и потребовать уплаченную за товар сумму, либо обменять на аналогичный при поступлении соответствующего товара в продажу.
Исключением из общего правила являются товары, входящие в «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 №55 (далее по тексту – Перечень).
Одним из таких товаров, входящих в вышеуказанный Перечень, как правило и является презентуемый товар (к примеру массажная накидка – электробытовой прибор), выступающий основным предметом договора купли-продажи, с целью приобретения которого потребителю и предоставляется кредит. Поэтому такой товар не подлежит возврату или обмену, если является качественным.
Поэтому, приобретая товары, входящие в вышеуказанный Перечень, следует наиболее ответственно подходить к своему выбору, так как в обмене или возврате качественного товара продавец вправе отказать на законных основаниях.
Уважаемые потребители! Рекомендуем при поступлении предложений приобрести дорогостоящие товары с ограниченным во времени сроком принятия решения – «прямо здесь и сейчас», если при этом вам дополнительно предоставляют множество бесплатных товаров, не принимать поспешных решений. Помните, если незнакомые люди просто так дарят дорогостоящие подарки, это повод насторожиться.
Советуем взвешенно принимать решение. Если уверены в значимости и необходимости предлагаемого товара и приобретаете его за счет кредитных средств, не забывайте оценить материальную нагрузку на семейный бюджет.