Приближается самый любимый праздник взрослых и детей - Новый год. Чтобы впечатления от праздника не были омрачены неудачными покупками, а также невозможностью обмена или возврата денежных средств за «ненужный» подарок, управление по развитию промышленности и предпринимательства администрации города рекомендует обратить внимание на то, что не весь товар подлежит обмену или возврату. Какие условия необходимо соблюдать, а также что необходимо учитывать вартовчанам при совершении покупок, рассказала начальник управления Ильяна Багишева.
- Может ли покупатель просто поменять или вернуть товар?
Законодательством о защите прав потребителей предусмотрено: если приобретенный товар не подошел (по размеру, форме, габаритам, фасону, расцветке или комплектации), потребитель вправе обменять его на аналогичный товар, когда качество товара соответствует требованиям стандартов, условиям договора купли-продажи и информации о нем, предоставленной продавцом (изготовителем).
- Бывают ситуации, когда продавец не может принять купленный товар или обменять его. С чем это может быть связано?
Данное право потребителя выполнимо при соблюдении ряда условий:
- обмену подлежат только непродовольственные товары;
- потребитель может обменять товар только на аналогичный приобретенному, но другой по расцветке, фасону, форме, габаритам, размеру и комплектации;
- обмену подлежат лишь товары, которые не были в употреблении, сохранился их товарный вид и потребительские свойства, а также пломбы, фабричные ярлыки и упаковка, имеется товарный или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату данного товара документ. Однако отсутствие документа об оплате не лишает потребителя возможности ссылаться на свидетельские показания;
- срок обмена ограничен. Потребитель может обменять товар лишь в течение 14 дней, считая со следующего дня после покупки. Если день покупки не совпадает с днем передачи товара, 14 дней исчисляются со следующего дня после передачи товара потребителю. Если товар нуждается в специальной установке, подключении и т.п., срок исчисляется со следующего дня после их осуществления;
- не все виды непродовольственных товаров подлежат обмену. Перечень товаров, которые не подлежат обмену, является исчерпывающим, он утвержден постановлением Правительства Российской Федерации, в него входят к примеру:
- изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней;
- текстильные товары, кабельная продукция, строительные и отделочные материалы и другие товары, отпускаемые на метраж;
- швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные);
- парфюмерно-косметические товары;
- мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);
- технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (в том числе: электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями);
- животные и растения;
- автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;
- непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоизделия, календари, буклеты и издания, воспроизведенные на технических носителях информации).
Полный перечень таких товаров должен быть в каждом торговом предприятии и предъявляться по первому требованию покупателя.
Еще одно условие: требование об обмене товара может быть предъявлено только продавцу, у которого он был приобретен.
- Что делать потребителю, если он просит обменять товар, но аналогичного купленному уже нет?
Когда потребитель просит обменять товар, а аналогичного товара, но другого по цвету, фасону, размеру и т.д. в продаже уже нет, потребитель вправе либо расторгнуть договор и потребовать уплаченную за товар сумму, либо обменять его на аналогичный (при поступлении соответствующего товара в продажу). Если в результате ожидания потребитель передумает делать покупку, он вправе расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной суммы.
Закон не предусматривает возмещения каких-либо издержек продавцу товара в связи с реализацией покупателем данного права. Также не предусмотрено в подобной ситуации возмещение убытков потребителю, допустим, в связи с доставкой такого товара.
Обращаю внимание, что установлены сроки выполнения требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, они составляют три дня с момента возврата не подошедшего товара.
- Какие советы можно дать вартовчанам, которые планируют совершить покупки?
Наиболее часто покупатели сталкиваются с отказами продавцов в обмене или возврате технически сложных товаров бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки. Поэтому советуем при покупке телефона, телевизора, холодильника или другой бытовой техники ознакомиться с технической документацией, прилагаемой к товару, а также внимательно оценить его потребительские свойства.
Собираясь сделать существенную покупку, возьмите за правило предварительно ознакомиться с перечнем товаров, не подлежащих обмену (возврату). Если в нем имеется ссылка на выбранный товар, лучше все сомнения относительно формы, размеров, расцветки, габаритов, комплектации разрешить до его покупки.
Приобретая товары, входящие в вышеуказанный перечень, следует наиболее ответственно подходить к своему выбору, потому что в обмене или возврате качественного товара продавец вправе отказать на законных основаниях. Желаем удачных покупок и приятных подарков к Новому году!