«Прямая телефонная линия» по вопросам защиты прав потребителей состоится 15 марта с 10 до 12 часов в отделе по защите прав потребителей управления по потребительскому рынку администрации города. Задать свои вопросы можно будет по телефону 27-15-60.
«Прямая линия» посвящена Всемирному дню защиты прав потребителей, который в этом году проходит под девизом «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». В честь этого консультировать горожан также будут специалисты территориального отдела в г. Нижневартовске, Нижневартовском районе и г. Мегионе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре совместно с консультативным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в г. Нижневартовске. Задать свои вопросы можно будет 16 марта с 10 до 12 часов по телефону 41-83-89.
Интернет-продажи должны стать безопасными
В 2018 году Международная Федерация потребительских организаций в качестве девиза предложила слоган: «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными» и призвала сосредоточиться на правах потребителей в сегменте электронной коммерции. Такая тематика выбрана не случайно, так как динамичное развитие цифровых технологий открывает для потребителей абсолютно новые возможности, связанные с приобретением товаров, работ, услуг на виртуальном рынке в любое время суток и не выходя из дома, что, несомненно, является существенным преимуществом. Такой способ продаж наращивает популярность и становится обыденным и повседневным.
В связи с быстрым ростом привлекательности интернет-магазинов, заметнее стали проявляться недостаточно урегулированные законодательством вопросы, которые позволяют недобросовестным участникам «цифрового рынка» использовать данные обстоятельства в целях получения максимальной выгоды в ущерб экономическим интересам и законным правам не только потребителей, но и добросовестных представителей бизнеса. По этой причине нередко потребители сталкиваются с целым рядом проблем, связанных с обменом, возвратом как качественного товара, так и товара с недостатками, возмещением ущерба от продажи некачественных товаров или неполучением товаров вообще, с безопасностью онлайн-платежей, защитой персональных данных и пр.
Основная особенность и одновременно недостаток онлайн-продаж заключается в том, что отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром в момент принятия решения о покупке, а изображение на сайте не всегда представляет истинную картину и правильно отображает потребительские свойства товара.
Учитывая, что при дистанционной продаже покупатель лишен возможности осмотреть товар и получить о нем исчерпывающую информацию, законодатель обязывает продавца до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора, о порядке и сроках возврата товара (п. 4 ст. 26.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).
Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, имели достаточный уровень защиты при совершении дистанционных покупок. Необходима конкретизация пробелов, требующих восполнения и доработки.
Одним из таких шагов является принятие Национального стандарта Российской Федерации «Руководство по добросовестной практике продажи товаров дистанционным способом с использованием сети Интернет». Он устанавливает принципы добросовестной практики по продаже товаров дистанционным способом с использованием сети Интернет, конкретизирует и дополняет отдельные нормы и положения обязательного к применению действующего законодательства в области дистанционных сделок купли-продажи.
В частности, в нем определены основные требования к информации, которая является обязательной к размещению продавцами на сайте своего интернет-магазина, а именно помимо сведений, размещение которых предусмотрено законодательством, необходимо указывать важную для потребителей информацию: о фирменном наименовании интернет-магазина (в случае его наличия); применении к договорам купли-продажи норм ст. 26.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»; соблюдении требований законодательства о защите персональных данных; порядке направления акцепта; порядке оформления заказа; порядке отмены оформленного заказа; порядке расторжения оформленного договора купли-продажи товаров; доступных покупателю способах оплаты произведенных заказов на покупку товаров; порядке отмены платежей по произведенным заказам; порядке возврата денежных средств в связи с отменой платежей по произведенному заказу; порядке изменения адреса назначенной доставки приобретенного товара; порядке возврата товаров надлежащего качества, не соответствующих заказу покупателя, и многие другие сведения, которые подскажут покупателям алгоритм действий практически в любой сложившейся ситуации, помогут потребителям без труда разобраться и решить возникшую проблему.
Специалисты надеются, что с принятием Стандарта будут решены многие вопросы, и это положительно отразится на развитии современных способов продажи, а приобретение товаров через Интернет станет безопаснее и доступнее.