Анализ правонарушений показывает, что в списке основных видов мошенничества лидируют:
- звонки от имени работников банков, государственных служб/ведомств;
- предложения о возможности приобрести и (или) продать товары на сайтах бесплатных объявлений;
- предложения (в особенности для экономически активного населения) о возможности получения дополнительного заработка. Например, приобрести криптовалюту, принять участие в биржевых торгах и иных инвестиционных проектах.
Для предупреждения фактов мошенничества (в том числе дистанционного хищения денежных средств) следует помнить:
- сотрудники служб безопасности банков не интересуются кодами, поступающими в СМС-сообщениях при совершении финансовых операций в «личном кабинете» клиента. Не просят перевести деньги на резервные счета, не убеждают в необходимости оформления «зеркальных» кредитов с целью предотвращения оформления займа на имя клиента неустановленными лицами. Также они не интересуются наличием и балансом банковских карт сторонних банков. Не требуют перечисления денежных средств за оформление, страхование и услуги курьера при оформлении онлайн-кредитов;
- сотрудники правоохранительных органов при общении по телефону не сообщают о каких-либо мероприятиях, проводимых МВД, ФСБ и другими силовыми структурами, направленных на изобличение мошенников. Не требуют от клиентов выполнять какие-либо инструкции, не предупреждают об уголовной ответственности за невыполнение требований.
При поступлении входящего звонка с абонентских номеров силовых структур (МВД, ФСБ, ФССП и т.п.), которые размещены на официальных сайтах ведомств, необходимо прекратить звонок и перезвонить на указанные номера самостоятельно. Важно дозвониться самому, а не ждать, когда перезвонят.
При поиске объявлений на известных сайтах необходимо ознакомиться с правилами оплаты и предоплаты за покупку товара или за использование услуг доставки товара курьерской службой. Для осуществления безопасной сделки необходимо соблюдать ряд правил по их проведению, а именно:
- «общаться» во внутреннем чате сайта и не уходить в другие мессенджеры;
- хранить в тайне свою переписку, паспортные данные и код с карты;
- не отправлять предоплату, если не уверены в порядочности продавца;
- никому не сообщать коды из смс и push-уведомлений;
- игнорировать ссылку на оплату которые присылает собеседник.
При оформлении покупок на интернет-сайтах важно мониторить наличие отрицательных отзывов, а также даты регистрации сайтов. В случае, если сайт или страничка в соцсетях созданы недавно и там отсутствуют отзывы (или имеющиеся отзывы носят отрицательный характер), то вероятнее всего они (сайт/странички) используются мошенниками. При совершении покупки необходимо обращать внимание на то, что у любого продавца имеется юридический адрес или адрес фактического нахождения магазина или склада. Информацию с указанием адресов магазинов можно проверить в сети Интернет (например, на сервисах Яндекс или на сайте 2ГИС).
Знайте, в ходе продажи/покупки товаров на сайтах бесплатных объявлений, а также в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники» и других соцсетях мошенники убеждают пройти по «безопасной ссылке», после чего денежные средства перечисляются на подконтрольные счета злоумышленников.
Осуществлять покупку билетов на различные виды транспорта необходимо с помощью официальных мобильных приложений или же на официальных сайтах транспортных компаний, аэропортов и вокзалов. При этом важно помнить о нахождении в сети Интернет сайтов-двойников, которые могут иметь наименования, созвучные с официальными сайтами. Для исключения вероятности оформления покупки билетов на сайтах, созданных мошенниками, необходимо внимательно изучить весь сайт, перезвонить на телефон технической поддержки, уточнить у оператора всю информацию о предоставляемых услугах.