Постановлением Конституционного Суда РФ от 13 января 2020 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности частей 2 и 3 статьи 13, пункта 5 части 5 статьи 19 и части 1 статьи 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Р.Д. Свечниковой" установлено следующее.
Гражданка оспорила конституционность норм Закона об основах охраны здоровья, не позволивших ей получить у медучреждения копии медицинских документов ее умершего супруга, поскольку, по мнению медучреждения, это врачебная тайна. Супруг гражданки при жизни не оформлял подобных запросов, а также согласие на получение документов супругой. В информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство гражданка была указана как лицо, которому может быть передана только информация о состоянии его здоровья.
Конституционный Суд РФ отметил, что закон не регулирует доступ к медицинской документации умершего пациента его супруга (супруги), близких родственников и (или) иных лиц, указанных в информированном добровольном согласии. Отказ в получении необходимых сведений, когда они нужны в т. ч. для того, чтобы проверить причину смерти близкого человека, затрагивает права заявителя.
Суд признал соответствующие нормы закона неконституционными и обязал медорганизации предоставлять по требованию супруга (супруги), близких родственников умершего пациента, а также лиц, указанных в информированном добровольном согласии, для ознакомления медицинские документы умершего с возможностью снятия копий. Отказ допустим только в том случае, когда пациент при жизни выразил запрет на раскрытие сведений.