Согласно ч. 2 ст. 20 Конституции смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
В Уголовном кодексе смертная казнь предусмотрена за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и геноцид.
Российская Федерация 16.04.1997 подписала Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в котором установлена отмена смертной казни в мирное время.
В соответствии с положениями ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969 РФ обязана воздерживаться от действий, которые лишили бы данный Протокол его объекта и цели, до тех пор, пока не выразит своего намерения не стать его участником.
До настоящего времени РФ не ратифицировала Протокол N 6, но и не выразила своего намерения не стать его участником.
Применение смертной казни в качестве меры наказания в настоящее время приостановлено до ратификации Протокола N 6 и внесения соответствующих изменений в уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, связанных с отменой этой санкции.
Круг лиц, которым смертная казнь не назначается, определен - это женщины, лица, совершившие преступления в возрасте до 18 лет, мужчины, достигшие к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста.
Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.
Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица.
Акт о помиловании действует самостоятельно, не требует для своего исполнения принятия какого-либо судебного решения, реализуется вне рамок отправления правосудия по уголовным делам и в силу самого предназначения данного полномочия Президента РФ не может расцениваться как ухудшающий положение осужденного и препятствующий реализации права на смягчение его участи, в том числе если после помилования, в ходе исполнения предусмотренного им вида наказания, новым законом ответственность за совершенное правонарушение устранена или смягчена.