Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 2017 г. N 41 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" уточнены разъяснения по вопросам применения уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в области охраны окружающей среды и природопользования.
Внесение таких изменений обусловлено в т. ч. принятием поправок к УК РФ и КоАП РФ в части соответствующих составов деликтов; уточнением процессуальных норм; корректировкой регулирования некоторых моментов на международном уровне (в частности, в вопросах использования водных биоресурсов Каспийского моря).
Так, в частности, была введена административная ответственность за нарушения правил рыболовства в открытом море (для реализации международных договоренностей нашей страны в части организации контроля за ведением рыболовства на судах, плавающих под флагом России в открытом море).
В связи с этим вносятся уточнения в этой части и в сами разъяснения.
Дополнительно даны пояснения по применению некоторых санкций.
Например, административное наказание в виде конфискации судна и других орудий, используемых для добычи (вылова) водных биоресурсов, может быть назначено только собственнику такого имущества. При этом не всякое изъятие - это конфискация (в частности, ею не признается возврат вещи собственнику).
Конфискация дозволенных орудий рыболовства не может быть применена к правонарушителям-физлицам, в т. ч. ИП, если рыболовство для них - основной законный источник средств к существованию.
Приведены указания относительно возмещения имущественного ущерба от нарушений.
Разобраны признаки, позволяющие разграничивать некоторые составы преступлений от схожих с ними административных правонарушений (например, незаконная охота и нарушение правил охоты; уничтожение или повреждение лесных насаждений и нарушение правил пожарной безопасности.