При управлении транспортными средствами, согласно действующего законодательства Российской Федерации, употребление веществ, вызывающих опьянение, запрещается.
Особая опасность управления транспортным средством в состоянии опьянения заключается в снижении внимания, увеличении времени реакции, ухудшении координации движений, что может привести к дорожно-транспортным происшествиям с причинением значительного ущерба или повлечь гибель людей.
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения является одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Так, в частности, сотрудники ДПС ГИБДД широко применяют такие меры, как освидетельствование водителя транспортного средства на состояние опьянения и направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
При наличии оснований, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, сотрудник ДПС ГИБДД проводит его освидетельствование на состояние опьянения. Данная процедура не является обязательной для водителя транспортного средства и проводится по его желанию, поскольку не влечет юридической ответственности за отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения. Однако одновременно с таким отказом водитель транспортного средства уже принудительно может быть направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Смысл принудительного направления в данном случае состоит не в том, что лицо будет освидетельствовано против его воли, а в том, что законом установлена административная ответственность за невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (статья 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом основанием привлечения к административной ответственности по ст. 12.26 КРФоАП является зафиксированный в протоколе об административном правонарушении отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Причем отказ этот может быть заявлен как непосредственно инспектору ГИБДД, так и врачу (фельдшеру). При этом в качестве отказа от освидетельствования, заявленного медицинскому работнику, понимается не только отказ от медицинского освидетельствования в целом, но и отказ от того или иного вида исследования в рамках проводимого медицинского освидетельствования.
Статьей 12.26 КРФоАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет, а также в виде административного ареста на срок от десяти до пятнадцати суток.
В случае же управления транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, которое ранее подвергалось к наказанию за правонарушение, предусмотренное ст. 12.26 КРФоАП, наступает уголовная ответственность, предусмотренная статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. В данном случае водитель транспортного средства может быть подвергнут наказанию в виде лишения свободы на срок до двух лет.