Электронное образование: среднее профессиональное, высшее в том числе и дополнительное для лиц с ОВЗ.
В настоящее время дистанционное обучение интенсивно развивается во всем мире. Дистанционная форма обучения в Западной Европе имеет более чем 40-летнюю историю развития.
Страны лидеры по данному направлению США, Великобритания. Норвегия, ряд стран Латинской Америки
За это время западные дистанционные учебные заведения успешно отработали технологию данного обучения.
Развитие дистанционного (электронного) обучения в Российской Федерации на настоящий момент является приоритетным направлением государственной политики.
Многогранность и сложная системы дистанционного образования требуют качественной работы всех ее составляющих элементов.
В Российской Федерации признается право инвалидов наравне с другими лицами на образование на основе равенства возможностей без дискриминации, на всех уровнях и на протяжении всей жизни.
В настоящее время приоритетным национальным проектом "Образование" предусмотрен комплекс мер по развитию дистанционного образования детей-инвалидов.
В настоящее время осуществляется разработка федеральных государственных образовательных стандартов общего образования обучающихся из числа глухих (слабослышащих, позднооглохших), слепых (слабовидящих) детей, а также детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройством аутического спектра.
Данными стандартами будет заложена основа создания и реализации адаптированных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей данных групп инвалидов с обеспечением их вариативности в зависимости от степени выраженности нарушений в развитии обучающихся. Начиная с сентября 2014 г. 90 школ в 17 регионах участвуют в пилотной апробации данных стандартов.
Достоинства дистанционного обучения обусловлены его новыми функциями, расширением возможностей и сервиса предоставления образовательных услуг обучающимся, распределенным по различным сегментам рынка и территориям, а также использованием системы гибкого непрерывного образования.
Дистанционное обучение решает важные задачи повышения качества образования тех специалистов, которые живут или работают в разных регионах России, в то время как образовательные центры сосредоточены в основном в крупных городах.
Что дает переход на дистанционную форму обучения?
Во первых он дает возможность внедрения современных информационных технологий и новых подходов к учебному процессу в образовательных учреждениях, позволяя погружать всех участников образовательного процесса в информационное пространство организации, при этом сохраняя качественный уровень образования.
Во вторых повышает конкурентоспособность специалистов на предприятиях. В третьих развивает информационное пространство и мобильность населения.
Появление таких форм реализации образовательных программ дало толчок развитию рынка образовательных услуг в глобальной сети Интернет.
Особенно это становится важным для лиц с ОВЗ, так как дистанционная форма обучения, дает преимущества в выборе образовательного учереждения не только в месте проживания, но и получение образования в других городах и странах.
Преимущества электронного обучения бесспорны, такая форма позволяет повысить профессиональную квалификацию в соответствии с интересами работодателей, получить качественное образование непосредственно по месту жительства, существенно снизить стоимость обучения по сравнению с другими формами обучения.
Получение образования с применением таких форм обучения лицами с ОВЗ должно стать одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Реализуя практически внедрение дистанционных образовательных технологий на протяжении двух лет выявились следующие проблемы: во первых недостаточная информированность населения в том числе и для лиц с ОВЗ, о получении первичного профессионального образования с применением ДОТ, многие потребители иногда «впервые слышат о такой форме обучения», во вторых происходит подмена понятий «обучение с применением ДОТ», и например обучение по традиционной заочной форме, в третьих не только недоверие потребителя к данной форме обучения, но и к качеству получения данного вида образования.
Это касается вопросов связанных, как ни странно с вопросами лицензии и аккредитации образовательного учреждения, а также конкурентоспособности выпускника образовательного учреждения по сравнению с традиционными формами обучения, а так же и нежелание потребителем самостоятельно получать информацию об образовательных технологиях образовательных учреждений.
Хотя в данной модели обучения как расстояние так и удаленность вуза от местности, как раз и не является проблемой получения профессионального образования.
Данные проблемы, на мой взгляд являются препятствием для успешного развития и внедрения данной модели образования на местах.
Но в, то же времяесть необходимость и потребность развития данного вида образования, которая должна быть обусловлена действительным спросом на доступное и качественное образование.
Также стоит отметить, что образовательная деятельность лиц с ОВЗ может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, если это является необходимым.
Имея практический опыт работы в сфере оказания партнерских услуг с рядом вузов РФ, можно утверждать, что данная модель обучения плавно начинает пользоваться спросом у потребителя.
Обозначим эти преимущества для лиц с ОВЗ - доступность, гибкий график обучения, возможность в одном месте, на портале, обращаться к источникам информации, минимизация затрат на процесс обучения, стоимость самого обучения.
Условия - самоорганизация, интернет, компьютер, навыки работы в среде, мотивация, что позволит в будущем стать востребованным на рынке труда, и пройти необходимую социализацию.
Проводя приемную кампанию с использованием рекламных продуктов вузов, умения и желания донести достоверную информацию до потребителя, в конечном результате формируется определенный контингент обучающихся, который является мобильным, информированным и конкурентоспособным на рынке труда.
Но в, то же время при беседах с абитуриентом о перспективах использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе, необходимо объяснять как положительные, так и отрицательные стороны данной модели обучения.
Это касается в первую очередь реального оценивания своих возможностей обучающимся в части самостоятельного изучения дисциплин в течении нормативного срока обучения, понимания особенностей организации учебного процесса.
Данная модель получения образования с применением дистанционной образовательной технологии, на мой взгляд более комфортабельна уже, для лиц имеющих среднее профессиональное и высшее образование.
В силу того, что будущие обучающиеся уже имеют опыт обучения в колледжах, либо в вузах, имеют достаточные и необходимые первоначальные знания для освоения образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий.
Ориентировать на низкую стоимость обучения обучающихся на мой взгляд не нужно, так как при подаче документов потребители уже делают осознанный выбор в пользу данной модели обучения.
Они понимают, что в настоящее время для карьерного роста и конкурентоспособности на рынке труда, им необходимо уже уметь успешно совмещать работу с обучением, так как, несмотря на закрепленные нормы в ТК РФ об ученическом отпуске, многие работодатели неохотно идут на предоставление ученического отпуска, тем самым иногда процесс получения профессионального образования осложняется.
Таким образом дистанционная образовательная технология дает правильный вектор развития, так как , используя ДОТ в образовательной процессе, право на образование было бы гарантировано каждому желающему.
Дистанционный метод обучения, в перспективе может и должен стать привычным процессом для каждого не только как средство повышения уровня квалификации, но и решать вопросы получения как дополнительного так и получение первичного профессионального образования.