Несоблюдение сроков оказания услуги, выполнения работ является одним из наиболее распространенных нарушений в сфере защиты прав потребителей. Права потребителя в данной ситуации защищены положениями статьи 28 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно указанной статьи, если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) потребитель по своему выбору вправе:
- Назначить исполнителю новый срок. Назначенные потребителем новые сроки выполнения работы указываются в дополнительном соглашении/ письменной претензии. Если и новые сроки оказались просрочены потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, указанные ниже.
Поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов. В данном случае рекомендуем все расходы подтверждать документально – договор с другим исполнителем (организацией), составление сметы, акты проделанных работ, чеки.
- Потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги). В случае предъявления потребителем данного требования в расчет принимается стоимость договора на момент заключения, стоимость уже проделанных работ, стоимость договора на момент предъявления потребителем требования об уменьшении цены.
- Отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги). При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы.
Например, исполнителем были нарушены сроки ремонта помещения, а у Вас уже заключен договор на установку кухни, и вы вынуждены оплачивать продавцу хранение мебели на складе. Кроме того, в случае нарушения установленных сроков выполнения работы потребитель вправе потребовать выплату неустойки. В отличие от всех остальных видов компенсации вреда, неустойка подлежит выплате как в судебном порядке, так и в претензионном.
Период неисполнения или просрочки исполнения договорного обязательства обычно определяется в днях и начинает течь с того дня, который следует за днём, в который обязательство должно было быть исполнено. Исполнитель, нарушивший срок, уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку в размере 3% цены оказанной услуги (выполненной работы).
При этом, требования потребителя, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.