Чаще всего интересует злоумышленников:
- номер телефона;
- адрес;
- скан паспорта или данные из него;
- дата рождения;
- адрес электронной почты;
- логины, пароли от соцсетей.
1. Безопасное использование смартфона
Одним из новых способов телефонного мошенничества стало финансовое телефонное хулиганство. Суть его заключается в поступлении на номер абонента (жертвы мошенников) ежеминутных звонков с постоянно меняющихся номеров. Для прекращения данного раздражающего абонента действия необходимо заплатить некую сумму. Все это представлено в виде интеллектуальной игры, где необходимо отвечать на вопросы, поступающие по этим телефонам, нажимая кнопки в тональном режиме. За неимением времени выяснять, как поступить в данной ситуации, многие жертвы готовы оплатить свое спокойствие, откупившись от телефонных преследователей, на этом и наживаются создатели данного вида мошенничества. Не все сотовые операторы способны заблокировать данные спам-звонки по причине постоянной подмены номеров.
2. Псевдосотрудники банка
Как это выглядит? Раздается звонок на ваш мобильный телефон. Входящий номер очень похож на номер банка, выпустившего вашу карту. Спокойный мужской голос называет вас по имени-отчеству и представляется менеджером банка, сотрудником службы безопасности банка и т.д. Далее мошенник сообщает, что вам нужно подтвердить перевод на вашу карту. Для этого вы должны сообщить свои персональные данные (номер карты, трехзначный номер с обратной стороны карты, код-подтверждение из СМС, которое поступит на ваш телефон). Вы диктуете номер карты, затем сообщаете код-подтверждение. С вашей карты списывают 10 000 руб. Как себя защитить? Немедленно закончите разговор, как только услышали, что сотрудник банка попросил назвать ваши персональные данные. Это точно мошенник. И сразу перезвоните в ваш банк по номеру телефона, который указан на карте, чтобы прояснить ситуацию. Ни в коем случае не перезванивайте по тому номеру, с которого звонили мошенники, даже если он очень похож на номер банка, выпустившего вашу карту. Запомните, ни один сотрудник банка не имеет право запрашивать номер вашей карты, трехзначный номер с обратной стороны карты или код-подтверждения из СМС. Всеми этими данными банк располагает.
3. Ваша карта заблокирована
Как это выглядит? На ваш мобильный телефон поступило смс “Ваша карта заблокирована. Срочно перезвоните по такому-то номеру”. Вы встревоженно перезваниваете на указанный номер и псевдосотрудник банка сообщает, что вашу банковскую карту пытались взломать. В настоящее время она заблокирована. Её можно разблокировать прямо по телефону. Для этого вам необходимо назвать ФИО, номер карты и код-подтверждение. Вы сообщаете информацию о себе и своей карте. Далее теряете 10 000 руб. Как себя защитить? Внимательно читайте текст сообщений, которые поступают на ваш мобильный телефон от банка, выпустившего карту. Если сообщение содержит просьбу перезвонить в банк по незнакомому номеру, игнорируйте его. Перезвоните в банк, который выпустил вашу карту, по номеру, указанному на обратной стороне карты, и сообщите о случившемся. Сотрудники банка проинструктируют вас о дальнейших действиях и предпримут необходимые меры по защите ваших денег.
4. “Кинула деньги на ваш номер случайно"
Как это выглядит? Смс с короткого номера: “Ваш баланс пополнен на 500 руб.” Следом приходит смс: “Добрый день! Извините, пожалуйста. Кинула деньги на ваш номер случайно. Хотела положить на счёт сына-школьника. Верните, пожалуйста, на этот номер. Спасибо за понимание”. Вы, будучи человеком ответственным и честным переводите 500 руб. на указанный номер. Потом проверяете свой баланс и понимаете, что на нем нет лишних 500 руб. Как себя защитить? При получении подобного смс сначала проверьте баланс своего телефона, а только потом принимайте решение о возврате. Кроме того, всегда обращайте внимание, с какого именно короткого номера пришло смс. Скорее всего это не номер вашего оператора.
5. “Для просмотра перейдите по ссылке”
Как это выглядит? Вам приходит смс: “Вам отправлена фотография. Для просмотра перейдите по ссылке”. Вы переходите по ссылке, ведь вам интересно, что за фотография. Ваш смартфон становится уязвим для вредоносных программ, которые передают ваши персональные данные злоумышленникам. Второй вариант, с баланса вашего телефона списываются деньги. Как себя защитить? Запомните, нельзя переходить по ссылкам, которые пришли от незнакомых абонентов. Все ваши друзья и родственники могут самостоятельно, напрямую, минуя посредников, отправить необходимые документы и фотографии лично вам со своего смартфона. Если вы получили подобное сообщение, удалите его, не открывая. Кроме того, позаботьтесь, чтобы на ваш смартфон был установлен антивирус. Если вам сложно установить антивирус самостоятельно, обратитесь к родственникам.
6. Платные услуги мобильного оператора
Как это выглядит? Вы сменили тариф на мобильном телефоне. Или вам пришло смс с предложением подключить платную услугу. Причем, для подключения вам просто не надо отвечать на это сообщение. Услуга подключиться самостоятельно. Или вам пришло сообщение, что оператор подключил вам услугу бесплатно в качестве подарка. Однако забыл сообщить, что период бесплатного действия услуги - 7 дней. Далее взимается стоимость. В результате ваши расходы на мобильную связь резко возросли. Как себя защитить? Установите себе на смартфон приложение вашего оператора и регулярно проверяйте, какие платные услуги вам подключены. В случае обнаружения услуги, которая вам не нужна, откажитесь от неё непосредственно через приложение или в офисе оператора. Сейчас такие ситуации становятся всё реже, так как принят закон “О связи”, который запрещает навязывание услуг мобильной связи. Однако, чтобы избежать непредвиденных трат старайтесь проверять, что входит в расходы за вашу мобильную связь.
7. Кибермошенничество в соцсетях
Нужно быть максимально внимательным при участии в различных опросах. Очень часто мошенники проводят опросы под видом одного из популярных банков, предлагая в конце разыграть приз. Чтобы подтвердить получение выигрыша, грабители просят отправить определенную сумму на их счет для подтверждения, что вы якобы являетесь клиентом их банка. Никогда не отправляйте деньги третьим лицам под предлогом участия в розыгрыше призов. Банки никогда не требуют подобных действий.
8. Отдам даром – ловушка в соцсетях
С популярностью групп появилось много мошенников. Как они обманывают: Пишут в сообществе, что готовы отдать телефон, ноутбук. Вы оставляете комментарий, что рады были бы получить вещь. Автор поста пишет в личку и просит оплатить доставку. В качестве гарантии может выслать фото с паспортом. Но я уверена на 100 %, эту фотку он у кого-то украл. Перечисляете деньги за доставку, и человек пропадает вместе с призом. Ежедневно на наши электронные адреса приходят письма разного характера, часть из них система фильтрует самостоятельно, относя в папку спам, но случается, что мошенники рассылают письма, внешне очень напоминающее письма от банков, магазинов и т.д., предлагая только сегодня получить скидку, промо-код, бесплатную доставку. Внешний вид писем практически не отличим от официальных писем действительно существующих организаций, содержит те же цвета, символику, но и кнопки и ссылки для перехода на другие страницы, например, чтобы заказать товар по сниженной цене при распродаже. Будьте бдительны! Не переходите по подобным ссылкам. Проверяйте акции непосредственно на официальных сайтах магазинов и банков, чтобы потом не поплатиться своими финансами и личными данными, скачав шпионскую программу.
9. Сайты-двойники
Как нас обманывают сайты-двойники. Мошенники копируют сайты банков, отелей, ведомств, страховщиков и многих известных компаний. Сайты-двойники копируют страницы банков, отелей, концертных залов и официальных ведомств. Создав сайт-клон, они могут украсть деньги двумя способами: получить доступ к вашему личному кабинету через логин и пароль или принять оплату за фиктивную продажу товара или услуги. Например, вы ввели логин и пароль от онлайн-кабинета на сайте-копии какого-либо банка. Все эти данные попадают в карман мошенников. Как обычному интернет-пользователю распознать такой сайт? На что нужно обращать внимание? - Распознать можно только по доменному имени, от оригинала оно обычно отличается только одной буквой. Дизайн же и наполнение сайта практически повторяет настоящий. И еще, как правило, контакты на сайте (чаще телефоны) отличаются от реальных контактов компании. Проверить можно через сервис Whois. Если это сайт мошенников, то в качестве владельца будет указана не компания, а физлицо.
10. Мошенничество на бесконтактных платежах Современные банковские карточки оснащаются чипом, позволяющим совершать быструю оплату, поднося карту к терминалу, который считывает информацию и списывает соответствующую сумму со счета. Теперь подобными устройствами считывания пользуются не только магазины, но и мошенники. Они носят в сумке самодельные портативные терминалы и прислоняются к «жертвам», чтобы украсть деньги с карты.
11. За разблокировку нужно платить
Мошенники создают программы с вирусами, которые останавливают работу компьютера. Экран закрывает окно, которое содержит просьбу выслать небольшую сумму денег для получения кода разблокировки через СМС. Иногда со счетчиком.
12. Реклама в интернете и СМИ
Реклама - двигатель прогресса.
Так говорят, но к сожалению, не во всех случаях это соответствует действительности. Иногда реклама, в том числе в сети Интернет, продвигает различные мошеннические схемы, которые направлены на одну из самых уязвимых и социально незащищенных категорий граждан - пожилых людей. Это связно с тем, что пожилые люди привыкли доверять информации, которая поступает из СМИ. Мошенники отлично умеют использовать “болевые точки” пожилых людей: состояние здоровья, одиночество, тревожность, сложное материальное положение, вера в сверхъестественное, огромная потребность помогать детям и внукам. Самые распространенные виды мошенничества в СМИ:
1. Лекарство от всех болезней.
2. Конечно, любой человек хочет быть здоровым, поэтому пожилые люди часто покупают бесполезные приборы и лекарственные препараты недоказанного действия. Мошенники рассказывают о современных технологиях, которые позволяют пройти обследование на расстоянии. Пенсионеры получают не только лже лекарства, но ещё и долги, кредиты и окончательно расшатавшееся здоровье.
3. Лотереи, викторины и розыгрыши.
4. Часто в сети Интернет публикуют загадки, викторины, за победу в которых можно получить существенный приз. Задания в таких викторинах очень простые, чтобы каждый пожилой человек захотел выиграть и принял участие. Таким образом мошенники втягивают людей пенсионного возраста в свою схему и вымогают деньги. Лотереи рассчитаны на то, что пожилой человек для участия в ней сначала должен обязательно что-нибудь купить, тогда он может рассчитывать на возможность получить главный приз - квартиру, автомобиль и т.д. Кроме того, так собирают контакты людей и пополняются базы данных мошенников.
5. Знахари, колдуны и предсказатели.
6. Объявлениями с предложением оказать различные оккультные услуги переполнен интернет. Все эти псевдоспециалисты - лишь ловкие мошенники, которые хорошо разбираются в психологии человека. Жертвы сами отдают им все свои сбережения и даже продают имущество, чтобы оплатить их услуги.