В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) органами местного самоуправления и (или) должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления.
В соответствии с указанным законом и Уставом города Нижневартовска(далее – Устав) в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе:
- решения Думы города Нижневартовска;
- правовые акты председателя Думы города - постановления и распоряжения председателя Думы города Нижневартовска.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено, в том числе судом.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации муниципальные правовые акты подразделяются на нормативные и ненормативные.
1. Порядок обжалования нормативных правовых актов
Порядок обжалования нормативных правовых актов регулируется главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ). В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Административное исковое заявление об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, согласно статье 20 КАС РФ, в качестве суда первой инстанции рассматривают Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа. (Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры).
Административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 КАС РФ, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции. (Нижневартовский городской суд).
Статьей 22 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление к органу местного самоуправления подается в суд по местуего нахождения, к должностному лицу или муниципальному служащему – по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности к должностному лицу. (Нижневартовский городской суд).
Административное исковое заявление об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 209 КАС РФ.
Подача административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
2. Порядок обжалования ненормативных правовых актов
Порядок обжалования ненормативных правовых актов регулируется главой 22 КАС РФ и главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ).
В суд могут обратиться:
- гражданин, организация, иные лица с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (статья 218 КАС РФ);
- в случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (статья 218 КАС РФ);
- граждане, организации и иные лица о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 198 АПК РФ).
В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление об оспаривании решений органов местного самоуправления, подается в суд по месту нахождения органа местного самоуправления (Нижневартовский городской суд) либо в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных КАС РФ, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.
Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений органов местного самоуправления, установлены статьей 220 КАС РФ и статьей 198 АПК РФ.
По административным делам об оспаривании решений, действий органа, наделенного публичными полномочиями, суд в порядке, предусмотренном главой 7 КАС РФ, вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.
По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения. (статья 199 АПК РФ).