В 2015 году в целях сокращения бюджетной нагрузки продолжена работа по оптимизации муниципального имущества, предназначенного для выполнения функций органами местного самоуправления и находящимися в их ведении муниципальными организациями. Оптимизация состава муниципального имущества достигается путем осуществления проверок его использования по назначению и сохранности, оценки эффективности использования в целях изъятия излишнего или используемого не по целевому назначению и вовлечения его в хозяйственный оборот, а также посредством проведения мероприятий, направленных на совершенствование правового положения муниципальных организаций.
Продолжалась последовательная политика в сфере приватизации муниципального имущества, направленная на оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, исполнение плановых показателей доходов от продажи муниципального имущества, а также изменение целевого назначение имущества, которое не является необходимым для решения задач и функций, возложенных на органы местного самоуправления, не используется или используется неэффективно.
По состоянию на 01.01.2016 в реестре муниципального имущества учтено имущество на сумму около 40,9 млрд. рублей, в том числе:
- в оперативном управлении муниципальных учреждений - на сумму 18,7 млрд. рублей;
- в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий - на сумму более 11 млрд. рублей;
- в муниципальной казне - на сумму 11,2 млрд. рублей.
Общая стоимость муниципального имущества на 4,6 млрд. рублей меньше, чем по состоянию на 01.01.2015.
Динамика изменения стоимости имущества объясняется продолжением работы по перераспределению полномочий между публичными уровнями власти и увеличением в 2015 году активности граждан по приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда. Так, в собственность Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2015 год передано муниципального имущества на 0,24 млрд. рублей, приватизировано квартир стоимостью 0,9 млрд. рублей, списано муниципальными организациями и из городской казны в результате физического и морального износа имущества на 0,26 млрд. рублей, исключено из состава имущества казны в результате сноса жилых домов, отчуждения гражданам и организациям жилых и нежилых помещений, преобразования объектов учета имущества на 0,13 млрд. рублей, а также исключены из бюджетного учета земельные участки, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности, предоставленные в постоянное бессрочное пользование муниципальным учреждениям и учтенные на балансе этих учреждений по состоянию на 01.01.2015, стоимостью более 3,1 млрд. рублей.
Проведенные в 2015 году мероприятия по приведению состава имущественного комплекса муниципального образования в соответствие с выполняемыми полномочиями позволили сократить долю казенного имущества за прошедший год на 35%.
Доля имущества, находящегося в хозяйственном ведении, осталась неизменной.
Анализ стоимости имущества за последние годы приведен в таблице и свидетельствует о том, что максимальный удельный вес муниципального имущества приходится на имущество некоммерческого использования.
|
2013 год (стоимость, млрд. руб./ удельный вес, %) |
2014 год (стоимость, млрд. руб./ удельный вес, %) |
2015 год (стоимость, млрд. руб./ удельный вес, %) |
Имущество унитарных предприятий (хозяйственное ведение) |
8,5/21,5 |
10,4/22,9 |
11/27,5 |
Имущество муниципальных учреждений (оперативное управление) |
21,2/53,7 |
18/39,6 |
18/45 |
Имущество казны
|
9,8/24,8 |
17/37,5 |
11/27,5 |
В связи с проводимой оптимизацией сети муниципальных учреждений количество организаций с участием муниципального образования меняется. Динамика количества организаций с участием муниципального образования за 2013-2015 годы приведена в таблице.
Наименование организации |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Хозяйственные общества |
10 |
10 |
10 |
Унитарные предприятия |
8 |
8 |
8 |
Учреждения |
130 |
118 |
115 |
Администрация города является учредителем десяти акционерных обществ. Общая номинальная стоимость акций муниципального образования город Нижневартовск в акционерных обществах составляет около 597,5 млн. рублей.
В бюджет города от акционерных обществ поступили дивиденды по акциям на сумму более 15,6 млн. рублей, что более чем на 1,6 млн. рублей больше, чем в предшествующем году. Наблюдается тенденция увеличения поступлений за последние годы.
Муниципальные учреждения созданы и осуществляют деятельность в различных социально значимых для города сферах (образование, культура, спорт, молодежная политика и др.).
В 2015 году продолжены мероприятия по оптимизации сети муниципальных учреждений путем реорганизации (в форме присоединения) или изменения типа существующих. Количество бюджетных, автономных и казенных учреждений по годам приведено в таблице:
Вид учреждения
|
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Бюджетное |
106 |
65 |
59 |
Автономное |
18 |
47 |
50 |
Казенные |
6 |
6 |
6 |
На 01.01.2016 сеть муниципальных учреждений города состоит из:
- 59 бюджетных учреждений, из которых:
52 – образовательные;
5 – культуры;
1 – физической культуры и спорта;
1 – прочее;
- 50 автономных учреждений, из которых:
38 – образовательных;
5 – культуры;
5 – физической культуры и спорта;
2 – прочие;
- 6 казенных учреждений.
Среднесписочная численность работников бюджетной сферы на конец 2015 года (в сравнении с 2013-2014 годами) составляет:
Сфера деятельности |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Учреждения образования |
7408 |
7296 |
7296 |
Учреждения дополнительного образования (образование) |
302 |
295 |
291 |
Учреждения дополнительного образования (культура) |
301 |
298 |
297 |
Учреждения дополнительного образования (спорт) |
888 |
886 |
858 |
Учреждения культуры |
570 |
553 |
513 |
Учреждения спорта |
54 |
63 |
66 |
Иные учреждения |
378 |
425 |
432 |
Для контроля над деятельностью 50 автономных учреждений состоялось 212 заседаний наблюдательных советов.
Проведены проверки 31 объекта недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в 18 муниципальных учреждениях. По итогам проверок выданы требования 4 учреждениям об устранении выявленных нарушений. На конец отчетного периода все нарушения по выданным требованиям устранены.
В Реестре муниципального имущества по состоянию на 01.01.2016 - 8 унитарных предприятий, 6 из которых осуществляют деятельность в сфере жилищно-коммунального обслуживания, содержания городских дорог, энергообеспечения населения города, приватизации муниципального жилищного фонда, 2 - средства массовой информации.
Из 8 действующих муниципальных унитарных предприятий 4 на конец отчетного года имеют прибыль, что составляет 50%.
Среднесписочная численность работников муниципальных унитарных предприятий составила 3 334 человека, что на 162 меньше, чем в 2014 году. С 2011 года наблюдается тенденция снижения количества рабочих мест, что связано с оптимизацией структуры и снижением уровня убытков в целях повышения конкурентоспособности услуг предприятий на рынке аналогичных услуг.
В 2015 году в бюджет города поступило платежей части прибыли от использования муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, в сумме более 11,6 млн. рублей.
В течение года анализировалась финансово-хозяйственная деятельность унитарных предприятий, проводились заседания городской комиссии по контролю за деятельностью унитарных предприятий, готовились заключения с рекомендациями о повышении эффективности деятельности. Проведено 8 аудиторских проверок. По итогам обязательного аудита отчетность унитарных предприятий признана достоверной.
В 2015 году продолжена работа в одном из относительно "молодых" направлений деятельности администрации города – развитие застроенных территорий. Так, согласно договору о развитии застроенной территории 9а микрорайона города и квартала "Центральный", заключенного на срок с июня 2014 года по июнь 2021 года, в 2015 году:
- в муниципальную собственность в состав муниципальной казны на безвозмездной основе от закрытого акционерного общества "Нижневартовскстройдеталь" принято 104 квартиры для переселения граждан из муниципальных жилых помещений в домах, подлежащих сносу;
- приобретено 52 квартиры для предоставления гражданам взамен жилых помещений (квартир), находящихся в их собственности, расположенных в жилых многоквартирных домах на застроенной территории 9а микрорайона города и квартала "Центральный", признанных непригодными для проживания и подлежащими сносу;
- снесено 11 домов (из 15), признанных непригодными для проживания (4 - снесены в 2014 году).
Привлечение внебюджетных инвестиций на вышеперечисленные цели позволило направить бюджетные средства на решение других значимых задач, в том числе на строительство инженерной инфраструктуры в новых микрорайонах города.
Одним из критериев эффективного управления объектами муниципального имущества является положительная динамика доходов от их использования.
Неналоговые доходы бюджета города от использования муниципального имущества и городских земель выросли на 6%:
(млрд. руб.)
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1,033 |
1,184 |
1,317 |
1,395 |
На увеличение неналоговых доходов оказали влияние следующие факторы:
- реализация субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на выкуп арендуемого имущества согласно Федеральному закону от 22.07.2008 №159-ФЗ;
- превышение суммарной цены договоров (плата за установку и эксплуатацию рекламных конструкций), заключенных по итогам торгов, в сравнении с начальной ценой почти на 24,2 млн. рублей, что позволит ежегодно получать в доходы бюджета более 3,3 млн. рублей;
- увеличение платы по объектам и земельным участкам, передаваемым в аренду с торгов;
- заключение договоров аренды по вновь образованным земельным участкам и внесение арендной платы в установленные сроки;
- проведение мероприятий по перерасчету размера арендной платы за землю в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 07.08.2015 №249-п.
За отчетный год основными источниками доходов от использования муниципального имущества и земельных ресурсов явились следующие поступления:
- арендная плата за муниципальное имущество – 7,3%;
- доходы от продажи квартир, приватизации – 4,9%;
- плата по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций – 0,6%;
- доходы от перечисления части прибыли предприятий – 0,8%;
- дивиденды по акциям – 1,1%;
- прочие доходы – 9,3%;
- арендная плата за земельные участки – 69,9%;
- продажа земельных участков – 6,1%.
Факторами, сдерживающими рост доходов, являются отсутствие спроса (конкуренции) на нежилые помещения и земельные участки, предоставляемые и реализуемые с торгов, что привело к передаче, продаже большей части нежилых помещений и земельных участков по их первоначальной стоимости. Эти же факторы отмечались и в 2014 году.
Одним из основных видов неналоговых доходов бюджета города от использования муниципального имущества является арендная плата за переданное в пользование муниципальное имущество, в том числе за земельные участки. В отчетном году продолжена работа по передаче в аренду казенного имущества и согласованию передачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных учреждений, в целях обеспечения более эффективной организации их деятельности и использования муниципального имущества.
В 2015 году заключено 450 договоров аренды, из них - 392 договора аренды земельных участков общей площадью 472 га и 58 договоров аренды муниципального имущества.
По состоянию на 01.01.2016 действует 3643 договора аренды, из них: 3464 договора аренды земли общей площадью 3864 га и 179 договоров аренды имущества.
Учитывая, что поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики города, в целях имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и создания им благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности при передаче в аренду муниципального имущества в целях осуществления видов социального предпринимательства, перечень которых установлен муниципальным правовым актом, установлен льготный (понижающий) коэффициент.
На 01.01.2016 действуют 95 договоров аренды муниципального имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства. Утвержден перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов. Перечень размещен на официальном сайте в рубрике "Информация для бизнеса" (раздел "Предпринимательство").
В течение года активно велась претензионная работа с арендаторами, имеющими просроченную задолженность по уплате арендных платежей. С недобросовестными арендаторами расторгались договоры, задолженность взыскивалась, в том числе и в судебном порядке.
Реализация мероприятий позволила достичь следующих значений показателей:
- процент выполнения плана по доходам от использования муниципального имущества – 103,67 (в 2014 году - 84,2);
- процент выполнения плана по доходам от распоряжения земельными ресурсами – 110,03 (в 2014 году - 112,2);
- процент выполнения плана контрольных мероприятий по проверке деятельности муниципальных учреждений и предприятий – 100.
2015 год отмечен снижением интереса субъектов предпринимательской деятельности к получению в аренду муниципальных нежилых помещений ввиду насыщенности городского рынка недвижимости объектами, предназначенными для коммерческого использования.
Продолжена работа по оказанию содействия деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций путем предоставления им муниципального имущества в безвозмездное пользование.
По состоянию на начало 2016 года администрацией города оказывается имущественная поддержка 37 некоммерческим организациям, в том числе отнесенным к социально ориентированным некоммерческим организациям - 33, путем предоставления муниципального имущества на условиях безвозмездного пользования.
Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на мероприятия по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами, составил около 189 млн. рублей. Кассовое исполнение составило 94,6%.
Выполнены работы по оценке рыночной стоимости объектов муниципальной собственности и бесхозяйных объектов в количестве 344 шт.; по оценке земельных участков в количестве 30 шт.; по инвентаризации и паспортизации объектов муниципальной собственности и бесхозяйных объектов в количестве 137 шт.; по обследованию жилых помещений на предмет их соответствия санитарным требованиям и гигиеническим нормам (микологическая экспертиза) – по 21 квартире; по проведению технической экспертизы 26 транспортных средств; приобретено 52 жилых помещения (квартиры) гражданам, выселяемым из домов, подлежащих сносу, в рамках исполнения договора о развитии застроенной территории 9а микрорайона и квартала "Центральный".
В отчетном году продолжена работа по разграничению собственности между органами власти различных уровней. Информация о динамике стоимости разграниченного государственного и муниципального имущества приведена в таблице.
(тыс. руб.)
Осуществлена передача имущества: |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность |
- |
295,00 |
- |
из собственности автономного округа в муниципальную собственность |
733 464,07 |
41 146,63 |
48 049,07 |
из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации |
235 341,11 |
29 417,78 |
233 210,17 |
из муниципальной собственности в собственность автономного округа |
49 029,48 |
1 065 050,65 |
2 638,98 |
В целях повышения эффективности использования земли, создания условий для увеличения социального, инвестиционного, производительного потенциала земельных ресурсов разработана ведомственная целевая программа "Кадастровый центр". В отчетном периоде целевые показатели результативности программы выполнены на 100%.
В рамках реализации администрацией города переданных отдельных государственных полномочий в 2015 году в целях предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, в муниципальную собственность приобретено 63 квартиры.
В 2015 году к гражданам, ранее поставленным на учет для бесплатного предоставления в собственность земельного участка, прибавилось еще 264. По состоянию на 01.01.2016 всего в этой очереди состоит 1 206 заявителей.
За год предоставлен 1 земельный участок площадью более 1,2 тыс. кв.м гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для строительства индивидуального жилого дома (многодетная семья).
Проведена инвентаризация земель старой части города Нижневартовска, в результате выявлено 4 земельных участка общей площадью более 4,2 тыс. кв.м, пригодных для использования под индивидуальное жилищное строительство. После проведения работ по инженерной подготовке территории и обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурами земельных участков земельные участки будут предоставлены в порядке очередности льготной категории граждан для индивидуального жилищного строительства. Поэтому вопрос бесплатного предоставления в собственность гражданам льготной категории земельных участков для индивидуального жилищного строительства остается приоритетным.
В рамках реализации федеральных законов от 30.06.2006 №93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (Дачная амнистия), от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" организован прием заявлений и документов для предоставления в собственность граждан земельных участков. Всего за год поступило 1 426 заявлений граждан по предоставлению садовых земельных участков в собственность, по итогам работы предоставлено в собственность 1 366 участков общей площадью более 1,2 млн. кв.м.
В соответствии с Порядком обеспечения граждан земельными участками для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства на территории города Нижневартовска, утвержденным постановлением администрации города от 11.03.2015 №502, поступили заявления от 1 480 жителей города, из них: о предоставлении земельных участков взамен затопленных обратился 421 гражданин; преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков имеют 186, очередное право – 1 294.
Организовано 10 аукционов по продаже земельных участков или продаже права аренды земельных участков, в результате которых реализовано 9 земельных участков. Доход от реализации земельных участков составил 7,7 млн. рублей.
В 2015 году проведено 29 плановых и внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства и 355 выездных обследований земельных участков на площади более 3,2 млн. кв.м.
По результатам проведенных проверок и обследований выявлено 49 случаев нарушений земельного законодательства. В результате наложено административных штрафов на сумму 820 тыс. рублей, на конец года взыскано 395 тыс. рублей. По выявленным нарушениям проводится претензионная работа по взысканию сумм неосновательного обогащения. Из 49 выявленных в текущем году нарушений устранено 35, что составляет 71% (на уровне 2014 года).
По состоянию на 01.01.2016 в муниципальной собственности находятся 13,9 тыс. объектов недвижимости, из которых на конец отчетного периода зарегистрировано право муниципальной собственности на 7,4 тыс. объектов или на 53,5%.
Деятельность администрации города по реализации целей и задач, направленных на сохранение, приумножение, целевое и эффективное использование муниципального имущества и городских земель, позволила в 2015 году:
- увеличить неналоговые доходы городского бюджета на 6%;
- увеличить количество автономных учреждений (путем изменения типа существующих бюджетных учреждений) с 47 до 50, что в дальнейшем должно привести к сокращению затрат городского бюджета по содержанию учреждений за счет их финансовой самостоятельности;
- осуществить снос 11 жилых домов, признанных непригодными для проживания, переселить граждан из этих домов в капитальные благоустроенные жилые помещения без привлечения средств городского бюджета, продолжая деятельность по развитию застроенных территорий;
- увеличить количество некоммерческих организаций, которым оказывается имущественная поддержка путем передачи в пользование муниципального имущества (за 2015 год первичная имущественная поддержка оказана 2 социально ориентированным некоммерческим организациям);
- сформировать земельные участки под многоквартирными жилыми домами (в 2013 году было сформировано 70 земельных участков, в 2014 году - 79, в 2015 году – 216);
- в полном объеме освоить денежные средства в рамках государственных программ и приобрести жилые помещения:
63 квартиры для детей-сирот;
331 квартиру для переселения граждан из жилых помещений, непригодных для проживания.
Несмотря на комплекс реализованных мер, актуальным остается вопрос снижения дебиторской задолженности по неналоговым доходам. По-прежнему остается ряд вопросов, которые администрация города будет решать как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе:
- оптимизация состава муниципального имущества;
- активизация и завершение работы по обеспечению государственной регистрации права собственности муниципального образования всего недвижимого имущества;
- предоставление земельных участков в собственность льготной категории граждан для индивидуального жилищного строительства;
- увеличение доходов от использования муниципального имущества и земельных участков;
- формирование земельных участков, в границах которых расположены объекты, находящиеся в муниципальной собственности, и осуществление регистрации права муниципальной собственности на них.
Повышение эффективности использования муниципального имущества с обеспечением оптимального уровня расходов на его содержание – одна из главных задач администрации города.