Муниципальное имущество создает материальную основу для реализации полномочий органов местного самоуправления и предоставления муниципальных услуг гражданам и организациям, вследствие чего вопросы формирования, эффективного управления имуществом являются приоритетными в деятельности администрации города, которая ориентирована на сохранение, приумножение, целевое и эффективное использование муниципального имущества и городских земель, на увеличение доходов от использования муниципального имущества и распоряжения земельными ресурсами города.
В 2014 году продолжена работа по оптимизации муниципального имущества, предназначенного для выполнения функций органами местного самоуправления и находящимися в их ведении муниципальными организациями. Оптимизация состава муниципального имущества достигается путем осуществления проверок его использования по назначению и сохранности, оценки эффективности использования в целях изъятия излишнего или используемого не по целевому назначению и вовлечения его в хозяйственный оборот, а также посредством проведения мероприятий, направленных на совершенствование правового положения муниципальных учреждений.
Продолжалась последовательная политика в сфере приватизации муниципального имущества, отчуждение либо изменение целевого назначения имущества, которое не является необходимым для решения указанных задач и функций, не используется или используется неэффективно.
По состоянию на 01.01.2015 в реестре муниципального имущества учтено имущество на сумму около 45,5 млрд. рублей, в том числе:
- в оперативном управлении муниципальных учреждений - на сумму более 18 млрд. рублей;
- в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий - на сумму более 10,5 млрд. рублей;
- в муниципальной казне - на сумму более 17 млрд. рублей.
Общая стоимость муниципального имущества составила почти на 6 млрд. рублей больше, чем по состоянию на 01.01.2014. Увеличение стоимости муниципального имущества связано с приобретением имущества в муниципальную казну из государственной казны в рамках реализации национальных проектов в сфере образования, спорта, культуры, государственных программ по переселению граждан из ветхого и фенольного жилья, обеспечения жильем детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в результате приобретения имущества муниципальными учреждениями и предприятиями, нового строительства за счет бюджетных средств.
Администрация города является учредителем десяти акционерных обществ. Общая номинальная стоимость акций муниципального образования в акционерных обществах составляет около 597,5 млн. рублей. В бюджет города от открытых акционерных обществ поступили дивиденды по акциям на сумму около 14 млн. рублей, что на 9,6 млн. рублей больше, чем в предшествующем году. Наблюдается тенденция увеличения поступлений за последние годы.
В 2014 году продолжены мероприятия по оптимизации сети муниципальных учреждений путем реорганизации (в форме присоединения) или изменения типа существующих.
Вид учреждения |
2013 год |
2014 год |
Бюджетное |
106 |
65 |
Автономное |
18 |
47 |
Казенное |
6 |
6 |
Всего: |
130 |
118 |
На 01.01.2015 сеть муниципальных учреждений города состоит :
- из 65 бюджетных учреждений, из которых:
57 – образовательных;
5 – культуры;
2 – физкультуры и спорта;
1 – прочее;
- из 47 автономных учреждений, из которых:
35 – образовательных;
5 – культуры;
5 – физкультуры и спорта;
2 – иные сферы;
- из 6 казенных учреждений.
Среднесписочная численность работников бюджетной сферы (с учетом внешних совместителей) на конец 2014 года в сравнении с 2013 годом составила:
Сфера деятельности |
2013 |
2014 |
Учреждения образования |
7 359 |
7 344 |
Учреждения дополнительного образования (образование) |
302 |
295 |
Учреждения дополнительного образования (культура) |
334 |
323 |
Учреждения дополнительного образования (спорт) |
992 |
886 |
Учреждения культуры |
626 |
601 |
Учреждения спорта |
66 |
63 |
Иные учреждения |
378 |
425 |
Всего: |
10 057 |
9 937 |
В Реестре муниципального имущества по состоянию на 01.01.2015 8 унитарных предприятий, 6 из которых осуществляют деятельность в сфере жилищно-коммунального обслуживания, содержания городских дорог, энергообеспечения населения города, учета и приватизации муниципального жилищного фонда, 2 – средства массовой информации.
Из 8 действующих муниципальных унитарных предприятий 6 на конец отчетного года имеют прибыль, что составляет 75%. Финансовый результат деятельности всех предприятий рассмотрен на городской комиссии, разработан проект плана мероприятий по улучшению показателей финансово-хозяйственной деятельности муниципальных организаций, сработавших с убытками.
Среднесписочная численность работников муниципальных унитарных предприятий составила 3 496 человек, что на 83 меньше, чем в 2013 году. С 2011 года наблюдается тенденция снижения количества рабочих мест, что связано с оптимизацией структуры и снижением уровня убытков в целях повышения конкурентоспособности услуг предприятий на рынке аналогичных услуг.
В 2014 году в бюджет города поступило платежей части прибыли от использования муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, в сумме более 16 млн. рублей, что на уровне 2013 года.
В соответствии с условиями договора о развитии застроенной территории 9а микрорайона города и квартала "Центральный", действующего в период с июня 2014 года по июнь 2021 года, в 2014 году:
- в муниципальную собственность в состав муниципальной казны на безвозмездной основе от закрытого акционерного общества "Нижневартовскстройдеталь" принято 29 квартир (из 113) для переселения граждан из муниципальных жилых помещений в домах, подлежащих сносу;
- приобретено 18 квартир для предоставления гражданам взамен жилых помещений (квартир), находящихся в их собственности, расположенных в жилых многоквартирных домах на застроенной территории 9а микрорайона города и квартала "Центральный", признанных непригодными для проживания и подлежащими сносу;
- снесено 4 дома (из 15), признанных непригодными для проживания.
Привлечение небюджетных инвестиций на вышеперечисленные цели позволило направить бюджетные средства на решение других значимых задач, в том числе на строительство инженерной инфраструктуры в новых микрорайонах города.
Неналоговые доходы бюджета города от использования муниципального имущества и городских земель выросли на 11%:
(млрд. рублей)
2013 год |
2014 год |
1,184 |
1,317 |
На увеличение неналоговых доходов оказали влияние следующие факторы:
- реализация субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на выкуп арендуемого имущества согласно Федеральному закону от 22.07.2008 №159-ФЗ;
- превышение суммарной цены договоров (плата за установку и эксплуатацию рекламных конструкций), заключенных по итогам торгов, в сравнении с начальной ценой почти на 18 млн. рублей, что позволит ежегодно получать в доход бюджета более 4,3 млн. рублей;
- увеличение платы по объектам и земельным участкам, передаваемым в аренду с торгов;
- заключение договоров аренды по вновь образованным земельным участкам и оплатой арендной платы в установленные сроки;
- истечение 01.01.2015 установленного законом срока выкупа земельных участков в собственность по льготной цене, что привело к увеличению (по сравнению с 2013 годом) активности юридических и физических лиц по оформлению земельных участков в собственность;
- проведение мероприятий по перерасчету с 01.07.2013 арендной платы с применением установленных коэффициентов строительства по договорам аренды земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.05.2013 №208-п;
- контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества (проведено 36 плановых и внеплановых проверок).
Фактором, сдерживающим рост доходов, является отсутствие спроса (конкуренции) на нежилые помещения и земельные участки, предоставляемые и реализуемые с торгов, что привело к передаче, продаже большей части нежилых помещений и земельных участков по их первоначальной стоимости.
Продолжена работа по оказанию содействия деятельности некоммерческих социально ориентированных организаций путем предоставления им муниципального имущества в безвозмездное пользование.
По состоянию на начало 2015 года администрацией города оказывается имущественная поддержка 35 некоммерческим организациям, в том числе отнесенным к социально ориентированным некоммерческим организациям – 33, путем предоставления муниципального имущества на условиях безвозмездного пользования.
Объем бюджетных ассигнований, направленных на мероприятия по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами, составил более 184 млн. рублей. Выполнены работы по оценке рыночной стоимости объектов муниципальной собственности и бесхозяйных объектов в количестве 232 шт.; по оценке земельных участков в количестве 24 шт.; по инвентаризации и паспортизации объектов муниципальной собственности и бесхозяйных объектов в количестве 120 шт.; по обследованию домов на предмет их соответствия санитарным требованиям и гигиеническим нормам – по 115 домам; произведено возмещение расходов управляющим организациям на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до момента заселения муниципальных жилых помещений в установленном порядке; приобретено 51 жилое помещение (квартира) гражданам, выселяемым из домов, подлежащих сносу, в рамках исполнения договора о развитии застроенной территории 9а микрорайона и квартала "Центральный"; произведена оплата по муниципальным контрактам на оказание услуг по страхованию в 2014 году имущества муниципального образования город Нижневартовск.
Реализация мероприятий позволила достичь следующих значений показателей:
- процент выполнения плана по доходам от использования муниципального имущества – 84,2;
- процент выполнения плана по доходам от распоряжения земельными ресурсами – 112,2;
- процент выполнения плана контрольных мероприятий по проверке деятельности муниципальных учреждений и предприятий – 100.
2014 год отмечен отсутствием интереса субъектов предпринимательской деятельности к получению в аренду муниципальных нежилых помещений ввиду насыщенности городского рынка недвижимости объектами, предназначенными для коммерческого использования. Так, в течение 2014 года не состоялся ни один из объявленных администрацией города аукционов на право заключения договоров аренды муниципального имущества – из 28 выставленных на торги лотов аукционы по 9 лотам признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в торгах, по 6 лотам на участие в торгах поступило по одной заявке. По 3 аукционам в отношении 13 лотов прием заявок продолжен в 2015 году.
В целях повышения эффективности использования земли, создания условий для увеличения социального, инвестиционного, производительного потенциала земельных ресурсов разработана ведомственная целевая программа "Кадастровый центр". В отчетном периоде целевые показатели результативности выполнены на 100%.
Приоритетным остается вопрос бесплатного предоставления в собственность гражданам льготной категории земельных участков для индивидуального жилищного строительства. В 2014 году к гражданам, ранее поставленным на учет для бесплатного предоставления в собственность земельного участка, прибавилось еще 176.
За год предоставлено 2 земельных участка площадью 0,1998 га гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
Проведена инвентаризация земель старой части города Нижневартовска, в результате выявлено 7 земельных участков на общую площадь 0,6623 га, пригодных для использования под индивидуальное жилищное строительство. После проведения работ по инженерной подготовке территории и обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурами земельных участков, земельные участки будут предоставлены в порядке очередности льготной категории граждан для индивидуального жилищного строительства.
В рамках реализации Федерального закона от 30.06.2006 №93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (Дачная амнистия) организован прием заявлений и документов для предоставления в собственность гражданам земельных участков. Всего за год в рамках Дачной амнистии поступило 1254 заявления от граждан, по итогам работы было предоставлено в собственность 1133 земельных участка на общую площадь 96,3380 га, по 121 заявлению отказано в предоставлении.
Организовано 24 аукциона по продаже в собственность земельных участков или продаже права аренды земельных участков, в результате которых реализовано 12 земельных участков. Доход от реализованных в 2014 году земельных участков составил около 28,8 млн. рублей.
Проведена 41 плановая проверка соблюдения земельного законодательства и 560 выездных обследований земельных участков на площади 1846,8360 га. По результатам проведенных проверок и обследований выявлено 134 случая нарушений земельного законодательства. В результате наложено административных штрафов на сумму 156 тыс. руб., взыскано 99,5 тыс. руб. По выявленным нарушениям проводится претензионная работа по взысканию сумм неосновательного обогащения. Из 134 выявленных в текущем году нарушений устранено 95, что составляет 71%.
В 2014 году по вопросам управления муниципальным имуществом и городскими землями в администрацию города поступило для исполнения 5 протокольных поручений ПДК по городскому хозяйству и строительству, безопасности и бюджету Думы города:
- по организации дополнительной парковки на территории, прилегающей к Нижневартовскому перинатальному центру, и расширения выезда из 5 микрорайона;
- по организации сезонной ярмарки на въезде в город по автодороге Нижневартовск – Сургут и наведению порядка и чистоты на земельном участке, стихийно используемом под сезонную ярмарку (левая сторона по направлению в сторону Сургута);
- о предоставлении помещений для организации деятельности общедомовых советов жилых многоквартирных домов;
- о наведении порядка и чистоты на земельном участке, расположенном на въезде в город по автодороге Нижневартовск – Сургут (правая сторона по направлению в сторону Сургута);
- о порядке размещения оборудования связи на объектах муниципальной собственности.
Протокольные поручения проработаны, информация направлена в Думу города, ПДК по городскому хозяйству и строительству, безопасности и бюджету для снятия с контроля.
Деятельность администрации города по реализации целей и задач, направленных на сохранение, приумножение, целевое и эффективное использование муниципального имущества и городских земель, позволила:
- увеличить неналоговые доходы городского бюджета на 11% - с 1,184 млрд. рублей до 1,317 млрд. рублей;
- увеличить количество автономных учреждений путем изменения типа существующих бюджетных учреждений с 18 до 47, что в дальнейшем должно привести к сокращению затрат городского бюджета по содержанию учреждений за счет их финансовой самостоятельности;
- осуществить снос 4 жилых домов, признанных непригодными для проживания, переселить граждан из этих домов в капитальные благоустроенные жилые помещения без привлечения средств городского бюджета, продолжая деятельность по развитию застроенных территорий;
- увеличить количество некоммерческих организаций, которым оказывается имущественная поддержка путем передачи в пользование муниципального имущества (за 2014 год первичная поддержка имущества оказана 5 социально ориентированным некоммерческим организациям);
- сформировать земельные участки под многоквартирными жилыми домами (в 2013 году было сформировано 70 земельных участков, в 2014 году – 79 земельных участков);
- в полном объеме освоить денежные средства в рамках государственных программ и приобрести жилые помещения:
- для детей-сирот – 53 квартиры;
- для переселения граждан из жилых помещений, непригодных для проживания, - 233 квартиры.
По-прежнему остается ряд вопросов, которые необходимо решать как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе:
- оптимизация состава муниципального имущества;
- активизация и завершение работы по обеспечению государственной регистрации права собственности муниципального образования всего недвижимого имущества;
- снижение роста дебиторской задолженности по неналоговым доходам и проведение работы по сокращению дебиторской задолженности;
- предоставление земельных участков в собственность льготной категории граждан для ИЖС;
- увеличение доходов от использования муниципального имущества и земельных участков;
- формирование земельных участков, в границах которых расположены объекты, находящиеся в муниципальной собственности, и осуществление регистрации права муниципальной собственности на них.
Повышение эффективности использования муниципального имущества с обеспечением оптимального уровня расходов на его содержание – одна из главных задач администрации города.