Бюджетная политика администрации города в 2014 году по-прежнему была ориентирована на обеспечение эффективного управления муниципальными финансами. Основная задача органов местного самоуправления состояла в оценке приоритетности реализуемых мероприятий с учетом реальных возможностей бюджета.
Первоначально доходы бюджета города на 2014 год были утверждены Думой города в сумме 13,4 млрд. рублей. В течение года в соответствии с планом по мобилизации доходов администрацией города совместно с депутатским корпусом при участии налогового органа были выявлены и привлечены дополнительные доходы в бюджет города. В результате годовые поступления в бюджет составили почти 14 млрд. рублей, что выше первоначально утвержденного плана почти на 610 млн. рублей.
Положительное влияние на увеличение доходов имело решение депутатов Думы города, инициированное администрацией города, о полной замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц, что позволило дополнительно привлечь в бюджет города свыше 36 млн. рублей.
Около 50% поступивших доходов составляют собственные доходы, которых при плане около 6,8 млрд. рублей поступило 6,9 млрд. рублей. Администрацией города реализовывались мероприятия по эффективному использованию муниципального имущества, что повлияло на получение дополнительных средств по неналоговым поступлениям в объеме 118 млн. рублей в основном за счет роста доходов от аренды и продажи земельных участков.
В течение года активно проводилась работа по привлечению безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней на реализацию программных мероприятий. В бюджет поступило 7 млрд. рублей, что в сравнении с 2013 годом больше на 742 млн. рублей.
Расходная часть бюджета на 2014 год первоначально была утверждена в сумме 13,8 млрд. рублей. В течение года с учетом доходов показатели бюджета по расходам увеличились более чем на 1 млрд. рублей и составили 14,9 млрд. рублей.
Фактическое исполнение бюджета города по расходам составило 14,3 млрд. рублей или 96% к уточненному плану года.
Расходы бюджета сохранили свою социальную направленность. На отрасли социальной сферы пришлось 65,6% от общего объема расходов или более 9,4 млрд. рублей, из них основной объем затрат составляют расходы на:
- образование - около 8 млрд. рублей или почти 55,8%;
- социальную политику - почти 1 млрд. рублей или около 7%;
- культуру – 417 млн. рублей или около 2,8%.
На производственную сферу пришлось 3,4 млрд. рублей или 23,8%, в том числе сфера ЖКХ – около 1,68 млрд. рублей или 11,7%; национальная экономика – более 1,7 млрд. рублей или 12,1%; охрана окружающей среды – 3,5 млн. рублей. Кроме того, общегосударственные вопросы – 1,32 млрд. рублей или 9,3%; национальная безопасность – 178 млн. рублей или 1,2%; СМИ – 12 млн. рублей или 0,1%.
В общем объеме расходов бюджетные инвестиции на капитальные вложения составили более 1,5 млрд. рублей, в том числе около 727 млн. рублей - расходы на капитальное строительство.
На выплату заработной платы работникам бюджетной сферы города направлено более 6 млрд. рублей. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года продолжен процесс поэтапного доведения среднего уровня оплаты труда отдельным категориям работников, оказывающих муниципальные услуги и выполняющих работы в сфере образования, здравоохранения и культуры, до уровней, установленных данным Указом. В результате чего показатели средней заработной платы отдельных категорий работников социально-культурной сферы выполнены в полном объеме.
Применение программно-целевого метода планирования и исполнения бюджета способствовало повышению результативности бюджетных расходов, ответственности и заинтересованности исполнителей программ за достижение наилучших результатов в рамках ограничения финансовых ресурсов. Всего на реализацию программ (с учетом ведомственных целевых программ) направлено 14,2 млрд. рублей, что на 4 млрд. рублей выше уровня 2013 года. Непрограммные расходы составили 95 млн. рублей. Доля расходов бюджета в рамках целевых программ возросла до 99%, что на 31% выше уровня прошлого года.
В целях эффективного расходования бюджетных средств в отчетном периоде осуществлялся предварительный контроль за целевым использованием ассигнований путем открытия и ведения лицевых счетов, за соответствием бюджетной росписи, за правильностью оформления расчетно-денежных документов, за соблюдением сроков выплат заработной платы и иных выплат.
Наряду с предварительным контролем осуществлялся внутренний муниципальный финансовый контроль путем проведения комплексных ревизий и проверок. Всего в отчетном периоде проведено 44 контрольных мероприятия: 16 комплексных ревизий, что на 7 больше, чем в 2013 году, 19 плановых и 9 внеплановых проверок.
Установлены нарушения действующего законодательства, муниципальных и локальных правовых актов учреждений на общую сумму около 35 млн. рублей, из которых устранены нарушения на общую сумму около 23 млн. рублей, что составило более 65% от суммы выявленных нарушений. В сравнении с прошлым годом процент устранения выявленных нарушений увеличился более чем на 17%.
Основными нарушениями являлось неправомерное, необоснованное расходование денежных средств, а также ненадлежащее, несвоевременное отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни объекта контроля, допущение ошибок в оформлении первичных учетных документов и регистров бюджетного учета, искажение отчетных и бухгалтерских данных.
По результатам проверок в отношении 16 руководителей учреждений применены меры дисциплинарного взыскания, 15 руководителям снижен размер стимулирующих выплат. Приказами руководителей учреждений за допущенные нарушения, установленные в ходе ревизий и проверок, к 80 работникам применены меры дисциплинарного взыскания, 57 работникам снижен размер стимулирующих выплат.
На официальном сайте второй год размещается рубрика "Бюджет для граждан". Она содержит полезную и доступную информацию об источниках формирования доходов, направлении расходов бюджета, сопровождается конкретными цифрами и простыми для восприятия графиками. Любой житель города может получить данные о финансировании отраслей культуры, спорта, образования и других.
По итогам 2014 года можно сделать вывод, что бюджетная политика муниципального образования полностью себя оправдала, основные показатели бюджета города выполнены, бюджет города был сбалансирован, заявленные к оплате расходы профинансированы в полном объеме.