Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами
Деятельность администрации города ориентирована на сохранение, приумножение, целевое и эффективное использование муниципального имущества и городских земель, на увеличение доходов от использования муниципального имущества и распоряжения земельными ресурсами города.
По состоянию на 01.01.2014 в Реестре муниципальной собственности учтено имущество на сумму более 39,55 млрд. рублей, в том числе:
- в оперативном управлении муниципальных учреждений - на сумму более 21,2 млрд. рублей;
- в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий - на сумму более 8,5 млрд. рублей;
- в муниципальной казне - на сумму около 9,8 млрд. рублей.
Общая стоимость муниципального имущества по сравнению с 01.01.2013 увеличилась более чем на 1,8 млрд. рублей.
Увеличение стоимости муниципального имущества связано с приобретением имущества в муниципальную казну из государственной казны в рамках реализации национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, государственных программ по переселению граждан из ветхого и фенольного жилья, обеспечения жильем детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, в результате приобретения имущества муниципальными учреждениями и предприятиями, нового строительства за счет бюджетных средств.
Стоимость имущества, принятого в состав муниципальной казны по национальным проектам, приведена в таблице:
(млн. руб.)
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
67,2
|
159,7
|
733,5
|
Администрация города является учредителем в одиннадцати акционерных обществах. Общая номинальная стоимость акций муниципального образования город Нижневартовск в акционерных обществах составляет около 387 млн. рублей.
В бюджет города от открытых акционерных обществ поступили дивиденды по акциям на сумму более 4,4 млн. рублей, что на 101,3 тыс. рублей больше, чем в предшествующем году. Наблюдается тенденция увеличения поступлений за последние годы.
На 01.01.2014 сеть муниципальных учреждений города состоит:
· из 106 бюджетных учреждений, из которых:
- 89 – образовательные;
- 10 – здравоохранения;
- 5 – культуры;
- 2 – физкультуры и спорта;
· из 18 автономных учреждений, из которых:
- 6 - образовательных;
- 5 – культуры;
- 5 – физкультуры и спорта;
- 2 – иные сферы;
· из 6 казенных учреждений.
Среднесписочная численность работников бюджетной сферы на конец 2013 года составляет более 14 090 человек, в том числе:
- по учреждения образования – 7408 человек;
- по учреждениям дополнительного образования детей (культура) – 301 человек;
- по учреждениям дополнительного образования (спорт) – 888 человек;
- по учреждениям культуры и искусства – 570 человек;
- по учреждениям здравоохранения – 4491 человек;
- по учреждениям спорта – 54 человека;
- по иным учреждениям – 378 человек.
В Реестре муниципальной собственности по состоянию на 01.01.2014 - 8 унитарных предприятий, 6 из которых осуществляют деятельность в сфере жилищно-коммунального обслуживания, содержания городских дорог, энергообеспечения населения города, учета и приватизации муниципального жилищного фонда, 2 - средства массовой информации.
100% действующих на конец отчетного года муниципальных унитарных предприятий имеют прибыль. Среднесписочная численность работников муниципальных унитарных предприятий составила 3 579 человек, что на 868 меньше, чем в 2012 году.
В бюджет города поступило платежей части прибыли от использования муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, в сумме около 16,6 млн. рублей, что на 5,2 млн. рублей больше, чем в 2012 году.
В рамках исполнения условий договора о развитии застроенной территории 9 микрорайона в 2013 году завершено расселение жильцов всех 25 домов, территория под которыми попадала под развитие, все дома снесены.
Неналоговые доходы бюджета города от использования муниципального имущества и городских земель выросли на 14,6% и приведены в таблице:
(млн. руб.)
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
909,2
|
1 033,1
|
1 183,6
|
На увеличение неналоговых доходов оказали влияние следующие факторы:
- реализация субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на выкуп арендуемого имущества согласно Федеральному закону от 22.07.2008 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- увеличение платы по объектам и земельным участкам, передаваемым в аренду с торгов;
- заключение договоров аренды по вновь образованным земельным участкам и оплата арендной платы в установленные сроки;
- проведение мероприятий по перерасчету с 01.07.2013 арендной платы с применением установленных коэффициентов строительства по договорам аренды земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2011 457-п «Об арендной плате за земельные участки земель населенных пунктов» (с изменениями от 30.05.2013).
Помимо положительных факторов отмечаются и те, что сдерживают рост доходов:
- продление до 01.01.2015 срока выкупа земельных участков в собственность по льготной цене, что привело к спаду активности юридических и физических лиц по оформлению земельных участков в собственность;
- отсутствие спроса (конкуренции) на земельные участки, реализуемые с торгов, что привело к продаже большей части земельных участков по первоначальной стоимости.
Приоритетным остается вопрос бесплатного предоставления в собственность гражданам льготной категории земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В 2013 году к 425 гражданам, ранее поставленным на учет для бесплатного предоставления в собственность земельного участка, прибавилось еще 243.
В конце 2012 – начале 2013 года сформирован перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан для строительства индивидуальных жилых домов, в который включено 8 земельных участков, два из которых предоставлены многодетным семьям, в отношении пяти решались вопросы по их очистке и рекультивации, по одному проводятся мероприятия по установлению статуса.
В рамках выполнения мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проводились мероприятия по страхованию муниципального имущества, продолжается работа по оказанию содействия деятельности некоммерческих социально ориентированных организаций путем предоставления им муниципального имущества в безвозмездное пользование.
По состоянию на начало 2014 года администрацией города оказывается имущественная поддержка 36 некоммерческим организациям, в том числе отнесенным к социально ориентированным некоммерческим организациям, путем предоставления муниципальных помещений общей площадью около 10 тыс. кв.м на условиях безвозмездного пользования.
В соответствии с административными регламентами сократились сроки рассмотрения обращений юридических и физических лиц об оказании муниципальных услуг с 30 календарных до 5 рабочих дней при предоставлении информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду, сократились сроки при предоставлении выписки из Реестра муниципальной собственности города с 30 до 10 календарных дней, а также уменьшились очереди граждан в приемные дни по вопросам землепользования.
План по доходам выполнен в полном объеме. Обеспечение исполнения плановых показателей доходов от использования и продажи муниципального имущества и земель отражает уровень эффективности управления имуществом и масштабы его приватизации.
Несмотря на активное развитие института управления имуществом и постоянное совершенствование нормативной правовой базы в этой сфере, по-прежнему остается ряд вопросов, которые необходимо решать как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе:
- оптимизация состава муниципального имущества;
- активизация и завершение работы по обеспечению государственной регистрации права собственности муниципального образования всего недвижимого имущества;
- увеличение доходов от участия в хозяйственных обществах в виде дивидендов;
- формирование земельных участков, в границах которых расположены объекты, находящиеся в муниципальной собственности, и осуществление регистрации права муниципальной собственности на них.
Главное условие сохранения муниципального имущества – повышение эффективности его использования с обеспечением оптимального уровня расходов на его содержание.